Выполнил: 

профессор Dasein

 

Эзотерика музыкальной таксидермии.

 

1. О сути явления.

 

«Когда родился Феб-Аполлон, ему

Златою митрой Зевс повязал чело,

И лиру дал, и белоснежных

Дал лебедей с колесницей лёгкой.

Слал в Дельфы сына- у Касталийских струй

Вещать уставы вечные эллинам.»

(«Гимн Аполлону» в переводе Вячеслава Иванова)

 

Аполлон принёс в земной мир просвещение и порядок, управляя действиями муз, он пробуждал в людях вдохновение и творчество. Музыка – «дар муз».

За тысячи лет люди создали совершенные музыкальные инструменты, музыка достигла высших музыкальных форм, способных передать эмоции и мысленные образы, но оставалась одна нерешённая проблема: вплоть до 20 века ощутить волшебное действие музыки могли только те, кто по воле судьбы оказывался в нужное время и в нужном месте (рядом с музыкантом). Идея сохранить музыку не в виде символической записи (нот), а в виде именно звука была у людей давно. В древнем мире считалось, что подобно тому, как ракушка хранит звук моря, звук могут хранить амфоры. В средние века ходили легенды, что секрет сохранения звука знаком алхимикам и чернокнижникам…

Сейчас прослушивание музыки без непосредственного участия музыканта уже никого не удивляет, это стало привычным повседневным явлением. Впрочем, ощущение что при этом чего-то не хватает присутствует всегда, - музыка, прослушиваемая в записи и на расстоянии, не может заменить живого выступления. Так, например, проведённые учёными СССР опыты показали, что лечебное воздействие классической музыки на пациента значительно сильнее, если пациент слушает не запись музыки, а живое её исполнение психотерапевтом.

Таксидермия – это изготовление чучел животных. Запись живой музыки иногда сравнивают с таксидермией, объясняя это тем, что в сравнении с живым исполнением в записанной музыке уже не остаётся ничего живого. Но, как было сказано в книге «Златые уста», есть в мире только одна тайна – что нет в нём ничего неживого. Просто душа у чучела уже немного другая.

Ещё одно не всем знакомое слово – «эзотерика». Эзотерика – это знания, предназначенные для внутреннего круга посвящённых. В ходе рассказа о «музыкальной таксидермии» я попытаюсь, избегая специальных терминов, в простой понятной форме рассказать некоторые эзотерические основы и мифы, касающиеся передачи музыки сквозь время и пространство.

 

 

2. Возникновение и история.

 

В конце 19 века одновременно произошло два важных для музыки события: первая передача музыки на расстояние и изобретение граммофона. Об этих исторически важных событиях стоит рассказать чуть подробнее.

Известный гипнотизёр, учёный-психолог, автор пятитомника «Медиумические явления» Юлиан Леопольд Охорович считал возможной бесконтактную передачу мысли, - порождённая мозгом мысль никогда не ограничивается самим мозгом, неизбежно она образует эманации, которые трансформируясь соответственно среде передачи, доходят до мозга другого человека, в котором снова обретают изначальную форму. В 1886 году Юлиан Охорович осуществил трансляцию оперных спектаклей на третьей Петербургской электротехнической выставке, где получил медаль и патент на звуковую аппаратуру. После Великой Октябрьской революции товарищ Ленин уделил большое внимание радиофикации всей страны, благодаря рупорам на столбах музыка получила широкое распространение, а в дальнейшем подключение к сети радиофикации стало правилом сдачи жилого дома. Проводная радиотрансляция долго существовала параллельно с телевидением и эфирным радиовещанием.

Теперь о звукозаписи.

Первая сохранившаяся запись музыки относится к 9 апреля 1860 года, изобретатель Леон Скотт де Мартинвилль смог её записать но не смог воспроизвести, так и лежала она в архиве до наших дней. Это 10-секундный отрывок французской народной песни «Лунный свет». Следующим этапом было, когда удалось и записать, и воспроизвести запись, но не удалось её тиражировать (фонограф Эдисона). Первой записью на фонографе, сделанной в 1877 году была песня «У Мэри был барашек». Всё это были лишь события, предшествующие появлению граммофона.

Изобретатель граммофона немецкий эмигрант Эмиль Берлинер применил по сути тот же способ что и Леон Скотт, то есть не продавливание дорожек в глубину, как это было в фонографе, а гравирование вдоль поверхности, что обеспечивало гораздо более высокое качество. Для удобства массового тиражирования Берлинер заменил цилиндр на покрытый воском цинковый диск, после прорезания дорожек и химического травления цинковый диск становился первообразом для тиражирования. В 1888 году Берлинер выпустил первую пластинку из целлулоида, а в 1894 наладил серийное производство граммофонов. Несколько лет Берлинер подбирал материал для изготовления пластинок, и в 1896 году окончательно остановился на материале, используемом тогда для производства пуговиц. В дальнейшем в течение короткого времени Берлинер открыл производство пластинок и граммофонов в нескольких странах и заключил контракты с артистами. В России в 1902 году стоимость одной пластинки составляла от 2 до 15 рублей золотом (средняя зарплата рабочего в то время была около 16 рублей в месяц). Дальше уже были катушечные и кассетные магнитофоны, стереозапись, CD и DVD-audio, mp3-плееры… Но сейчас фирма «Мелодия» возобновила выпуск грампластинок (цена около 2000 руб.), получается, что смысл в этом есть.

Приложение 1. Запись Леона Скотта 1860 года: Слушать

Приложение 2. Запись 1902 года (Бизе, «Кармен»): Слушать

 

 

3.Закономерности развития.

С точки зрения теории развития технических систем любая система стремится к идеалу, а идеал – это когда системы нет, но её функции продолжают выполняться. Сначала техническая система развивается на макроуровне, потом на микроуровне, а потом или умирает или входит в состав более крупной системы.

 

3.1 «Танцы с бубном» вокруг Третьего Рейха.

В 1907 году Ли де-Форест проводил опыты по созданию детектора радиоволн на основе эффекта проводимости нагретого газа. Так случайно был открыт аудион, - трёхэлектродная электронная лампа, открывшая широкую дорогу распространению музыкальных записей. В 1915 году эта лампа получила название «триод», а уже в 1916 году в Нью-Йорке с использованием триодов была осуществлена беспроводная трансляция из «Метрополитен опера». Начиналась новая эпоха в аудиооборудовании – эпоха ламп.

В 30-40 годы 20 века приоритет в развитии аудиотехники принадлежал Германии. Есть мнение, что причиной успеха Германии была не только присущая немцам точность и пунктуальность, но и древние рукописи, вывезенные из Тибета и Индии. По рассказам для изготовления диффузоров громкоговорителей использовалось 24 секретных компонента, которые отвешивались мешочками с дробью и хранились в сейфе под сигнализацией. Существует легенда, что в 1934 году СС дали задание фирме «Телефункен» создать лампу, способную передать гипнотическое воздействие голоса Фюрера, и это задание было выполнено…

Как было уже сказано ранее, нет в мире ничего неживого, и радиодетали, имея свою душу, способны обучаться у мастера, их изготовившего. Такое случается редко, но «обученная» аппаратура способна восстанавливать старые записи, и прослушивание оригиналов старых записей на таком оборудовании позволяет восстановить связь времён без спиритических сеансов. Есть мнение, что даже вживление в аппарат одной детали «Телефункен» времён второй мировой войны облагораживает его звучание (кусочек высокоорганизованной материи воспитывает низкоорганизованную), а эти детали, несмотря на течение времени, прекрасно сохранили технические параметры.

В 1945 году закончилась мировая война, закончилась и эпоха оккультной Германии, и есть люди, которые считают эту эпоху вершиной развития аудиотехники. А аудиотехника продолжила своё развитие, предъявив к качеству записи новые требования.

Приложение 3. Берлинский филармонический оркестр, запись 1939 года:Слушать

 

3.2 HI-FI, HI-END, HI-GH…

Как сказано в книге «Златые уста», тело твёрдо и подобно льду на реке, а дух текуч и изменчив, как река подо льдом. Весной лёд превращается в воду, лёд и вода – разные формы одной сути, и потому внимание надо уделять равно и телу и духу. Таксидермия в буквально переводе означает обработку кожи, в музыкальной записи такая «кожа» (материальное тело записи) имеет свои физические параметры, определяющие её качество.

Человеческая слуховая система – не идеальный инструмент, она имеет свои пороги восприятия и свои особенности. Так, например, верхний порог частоты, которую может слышать человек, зависит от возраста, снижается примерно на 1000 герц за 10 лет и к 60 годам в среднем составляет 12000 герц. Кроме ограничения частот есть и другие факторы, например то, что чем громче музыка, тем сильнее сама слуховая система искажает сигнал за счёт нелинейности, и не воспринимает искажения сигнала, происходящие в усилителе и акустических системах. На слух не воспринимаются искажения 1-2% для фортепиано и 7% для эстрадной музыки. Изучением особенностей восприятия звука занимается отдельная наука – психоакустика, и именно на основе научных исследований был создан стандарт HI-FI, философия которого сводилась к тому, чтобы звучание записи было максимально приближено к живому звуку. С минимальными изменениями требования HI-FI отображены в ГОСТ 1988 года, поэтому сказать то, что HI-FI звучит не лучше систем 2 группы сложности времён СССР, это всё равно что сказать что-то типа «кавалерия не лучше конницы».

Упуская технические подробности можно сказать, что системы HI-FI в целом очень близки к возможностям человеческого слуха.

Казалось бы, что сейчас любая техника удовлетворяет стандартам прошлого века, но на деле обеспечить эти технические параметры непросто, и большинство продаваемой сейчас аудиотехники не поддаётся никакой классификации.

Если HI-FI приближается к возможностям слуха, то HI-END – это конечная точка, идеальное приближение. К идеалу можно только стремиться, и HI-END не подкреплён никакими техническими параметрами, более того, термин приобрёл коммерческий характер и сейчас часто даже не вписывается и в параметры HI-FI. Но, как говорят любители HI-END техники, где начинается массовое производство там кончается качество, и HI-END ориентирован не на массы, а на индивидуальные потребности каждого клиента, и такие системы действительно способны в определённых условиях воспроизводить определённые жанры лучше массовых устройств HI-FI.

Ну и напоследок – HI-GH.

Термин HI-GH (Grand High) введён компанией «Aleks» для того, чтобы отделить свою продукцию от HI-FI и HI-END систем, которые, по словам компании, исчерпали себя и не удовлетворяют потребности ценителей музыки. Кроме компании «Aleks» этот термин нигде не применяется.

Определение HI-GH: «Это прохождение звукового сигнала от начальной точки (.) А до производной точки (.) В, без изменения звукового тонального баланса». Читаем далее: «Для каждого слушателя Hi-GH звук должен быть настроен индивидуально, под его слуховой аппарат, с выведением полного тракта и учёта помещения, что невозможно сделать при массовом производстве аудио техники и акустики (в большом количестве и дешево)». И действительно цены не дешёвые: стоимость акустической системы класса HI-GH «Maestro Horn», отмеченной дипломом Российского Государственного Университета Связи, составляет 1 500 000 руб.

P.S. Почему-то указанный университет яндекс найти не смог. Может попробовать в гугле или рамблере… Ну да ладно.

 

 

3.3 Аурализация.

«Перенос атмосферы первичного поля в любое вторичное помещение прослушивания» - так определил новые задачи воспроизведения музыки профессор Олсен в начале 80-х. А в 1989 году появился термин «Аурализация», задачей было обмануть мозг, создать у слушателя ощущение, что он слушает музыку не дома, а в концертном зале.

Появились системы Dolby Stereo и Dolby Surround, а появление цифровых компьютерных технологий позволило создать большое количество виртуальных моделей помещений, определяющих алгоритм работы цифровых фильтров, изменяющих исходную музыкальную запись в соответствии с особенностями слуховой системы человека. Но и-за тех же особенностей слухового восприятия все оказалось очень непросто, особенно если человек слушает фальшивку не в наушниках. То, что при нескольких источниках звука человеку гораздо труднее определить точное расположение источника звука – ещё не самая большая беда. Серьёзнее то, что с расположением источника мозг обмануть ещё кое-как можно (хотя и сложно – слишком сильно влияние случайных отражений волн от стен), а вот тембр фантомного образа инструмента уже не тот! И чем больше заглушено помещение, тем больше разница в тембре с реальным инструментом. Но и это не главное.

Есть такое понятие «бинауральная маскировка», когда звук маскируется шумом. И есть понятие «бинауральная демаскировка», который называют также «эффект вечеринки», когда среди общего гула голосов можно выслушать одного человека. И при прослушивании реального оркестра «бинауральная демаскировка» срабатывает, а в случае даже с воспроизведением стереозаписи этот эффект не работает, что существенно снижает восприятие в музыке мелких деталей.

Приложение 4. Бинауральная запись (слушать в наушниках): Слушать

 

 

4. Особенности.

 

Описать все особенности – это было бы очень объемно, но пару тем думаю что надо обязательно раскрыть для полноценности реферата.

4.1 Тесты Лихницкого.

Анатолий Маркович Лихницкий хорошо известен аудиофилам как главный конструктор усилителя «Бриг-001» (1975 год), ставший шедевром усилительной техники тех лет. Впрочем, легенда гласит, что хорошо звучали только усилители, к которым «приложил руку» сам Анатолий Маркович. Своеобразная философия Лихницкого вызывала много споров и несогласий. Например, повторив опыты японца Сусуму Сакума, который открыто заявил о преимуществе моновоспроизведения, А.М.Лихницкий сделал выводы, что при монофоническом звучании меньше мешают отражения звука от стен комнаты, звучание более ясное, энергичное, реалистичное и более отчётливо воспринимается связность всех элементов музыки. Но попробуйте объяснить такое любителям стереозаписей!

Не удивительно, что многие не воспринимают всерьёз и его диск для тестирования аудиоаппаратуры, в котором вместо чистейших записей, сделанных на самом лучшем современном оборудовании, применены записи, сделанные на довоенном оборудовании (до 1945 года), сопровождающиеся шипением и треском. Лихницкий считал, что записанная музыка содержит материальную часть, регистрируемую приборами, и эзотерическую часть, которые приборы показать не могут. И чем больше каскадов и цепей обратной связи проходит сигнал, тем сильнее в нём изменена эзотерическая сущность. Именно старое оборудование отличалось самым коротким трактом записи, а в современной технике уже на этапе записи сигнал проходит столько каскадов, что на долю оборудования слушателя остаётся около 1% всего тракта. Ну а шипение и треск не особо важны, ведь музыкальный сигнал всегда содержит музыкальные искажения, и потерянные от случайных помех части сигнала пробуждают свойство мозга домысливать потерянное, что только приближает восприятие образа к идеалу.

Суть тестовых записей Лихницкого в том, что пройдя последовательно 4 уровня восприятия и погрузившись в подсознание, слушатель может осознанно дать оценку аудиооборудованию. Вот более подробная схема уровней:

 

1 уровень. Анализ отдельных звуков: тональный баланс и чистота, стереофоническое разрешение, пространственное впечатление, ясность, разборчивость. разделение голосов, детальность, характер звукоизвлечения, передача интонации, раздельность-связность, громкостная динамика, контрасты и оттенки

 

2 уровень. Чувственная оценка взаимодействия звуков, передача тембров: естественность, индивидуальность, красота

 

3 уровень. Передача эмоционального содержания: энергичность, полнота и точность передачи эмоций

 

4 уровень. Восприятие взаимодействия всех элементов, т.е. содержания музыки (это уже подсознательный уровень): целесообразность и связность во времени всех элементов звучания.

 

Аппаратура, прекрасно передающая отдельные детали музыки вместе с тем может не очень хорошо передавать духовное содержание, которое более важно чем детали. Но высшие уровни не раскрываются сразу, им нужно время, чтобы стихли ощущения от нижних уровней.

Есть такая история, когда путешествующий священник увидел, что чёрт читает народу проповедь. Священник остановился и дослушал проповедь до конца, а когда народ разошёлся, он подошёл к чёрту и спросил: "Я знаю, кто ты. Но в твоей проповеди все слова соответствуют священному писанию В чём же подвох?" "Она не трогает сердца людей" - усмехнулся чёрт.

Приложение 5. Шаляпин, «Лучина». по утверждению Лихницкого раскрывает 2,3 и 4 уровни восприятия: Слушать

 

 

4.2 Звёзды Кунаширского и «Яны» Алекса.

 

Я просто хочу привести две цитаты, немного их прокомментировав:

«Уникальность этого девайса Кунаширского в том, что его второй полюс RIAA кривой имеет частоту настройки = 501,12 Гц (работает на 64 гармонике частоты Шумана 7,83 * 64 = 501,12 Гц). Дополнительный декодер торсионого поля, которое имеется на исходной виниловой записи , точно подстраивает динамики кривой коррекции к музыке. Физика процесса такова, что вы будете слышать МУЗЫКУ так реально, как и в момент её физической записи много лет назад.

Это не машина времени - это реальная русская технология, которую придумал я!».

Нормализатор Кунаширского – это просто семиконечная звезда, свитая из проволоки и включенная между усилителем и громкоговорителем. Было ещё одно устройство, – корректор Кунаширского, представляющий собой звезду из германиевых транзисторов, включенную между источником сигнала и усилителем.

«Благодаря применению силового кабеля «Crystal power CD» звучание приобретает комфортный музыкальный характер. При использовании силового кабеля «Crystal power CD» создаётся потрясающее звуковое пространство, усиливается динамический диапазон. При использовании этого кабеля с видео компонентами Вы сразу обратите ваше внимание на чёткость, детальность, глубину и ясность картинки».

Интересно то, что для измерения некоторых параметров кабеля в системе СИ не нашлось единиц, и параметры указаны в единицах Ян/метр (по фамилии создателя и директора компании «Aleks»). Стоимость кабеля – 7000 рублей.

Купить кабель «Crystal power» и изготовить нормализаторы Кунаширского для проверки их работы я не смог, – высшее техническое образование не позволяет.

 

5. Краткое заключение.

 

По теории развития технических систем в отдалённой перспективе у явления прослушивания музыки при отсутствии музыканта есть два пути:

  1. Трансляция и звукозапись исчезнут, и люди будут слушать музыку вживую.

  2. Устройства воспроизведения музыки исчезнут, войдя в состав других устройств. Этот процесс уже идёт: по проведённому мной опросу большинство людей предпочитают слушать музыку в наушниках, подключенных к компьютерам, айфонам, сотовым телефонам…

А, скорее всего, эти два пути будут существовать параллельно, приобретая свойства друг друга: на концертах живое исполнение всё больше будет происходить с использованием электрических инструментов и усилителей, а находясь в одиночестве люди будут слушать записи живых инструментов, идеально приближенные к реальному их звучанию.

Но проблема, что чего-то во всём этом не хватает, останется, ведь атмосферу настоящего общения музыканта и слушателя не заменить ничем.

 

Используемая литература:

  1. И. Алдошина. «Основы психоакустики». Подборка статей с сайта www.625-net.ru

  2. И. Алдошина, «Бытовая электроакустическая аппаратура», М. 1995г.

  3. А. Лихницкий, подбор статей с сайта www.aml.nm.ru

  4. С. Клычков, «Чертухинский балакирь» (моменты о книге «Златые уста»)

  5. Википедия, форумы и прочие интернет-источники.