Лекция 2. Литературная

 

В кабинет Скандинавской мифологии студенты заходили с опаской. Мало ли, а вдруг профессор будет демонстрировать применение оружия викингов на студентах? Но никаких колюще-режущих инструментов на столе не обнаружилось, поэтому они вздохнули с облегчением. 

– На прошлом занятии мы говорили о том, где и когда развивалась скандинавская мифология, как она «переселилась» в Исландию и благодаря удобному расположению острова и сохранилась по сей день.

Итак, массовое движение викингов к XI веку закончилось. Главной причиной послужило «крещение» скандинавских стран – Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, и вследствие этого – запрет на деятельность викингов. Впрочем, принятие христианства этими странами – интересный случай. В то время, как европейские страны «крестились» добровольно-принудительно (как, например, Киевская Русь, чтоб заполучить поддержку Византии, силой крестила народ) или вообще принудительно, так как другого выбора не осталось, в Скандинавии пошли на «хитрость»: новую веру приняли только для того, чтоб предотвратить войну и кровопролитие. И получалось, что официально – они христианские государства, а на практике продолжали поклоняться своим богам. Особенно в этом преуспели в Исландии. На континентальной части же две религии смешались между собой, и богов скандинавского пантеона перенесли в разряд демонов, или, в лучшем случае,  они остались героями легенд и сказок на ночь.

Шли столетия, христианство утверждало свои позиции, и в монастырях, которые были возведены на месте прежних мест поклонения богам, пылились рукописи скандинавских легенд … в лучшем случае. Или же уничтожались – в ином случае. Священники делали все, чтоб истребить «неправильную веру».  Однако  не так просто уничтожить веру в богов, существовавшую не одно столетие. Истории и легенды передавались из уст в уста, но, к счастью, кое-какие истории записали: видимо, чтоб не забыть. И как раз о них в остальной части урока мы и поговорим. 

– Это вы об Эддах, да? – перебила неусидчивая слитеринка.

– Да, и о них тоже. Старшая и Младшая Эдды являются самыми важными источниками для нас. Итак, жил-был в XIII веке в Исландии некий ученый Снорри Стурлусон. В целях заполнения пробелов в образовании молодых исландцев он решил составить небольшой справочник. Так он задумал и сел трудиться в 1222 году. А когда закончил, был уже 1225 год. Назвал он свой труд лаконично – Эдда: иногда это название понимают как «книга из Одди» (это город, где провел детство Снорри), но достоверно никто не знает, что же это слово означает. Саму Эдду можно поделить на 3  части: «Видение Гюльви», «Язык поэзии» и «Перечень размеров». Первая часть – это, по сути, FAQ по скандинавской мифологии: здесь приводятся основные вопросы и ответы на них. И все это записано в прозаической форме. Кстати, для Снорри скандинавские боги – это не вымышленные персонажи, а реально существующие вожди. Во второй и третьей частях Снорри показывает себя как литературовед, рассказывая об особенностях языковых приемов и размеров, которые используются в скальдической поэзии. И для всего приводит примеры с мифологической окраской.

Но не одной «Эддой» жил Снорри. Его руке принадлежит сборник саг «Хеймскрингл», или «Круг Земной», где рассказывается об известных личностях скандинавских стран, на этот раз уже в стихах, или, скорее, песнях. Если кратко, каждая сага сводится к одному: жил-был Главный Герой, который стал конунгом, правил общиной и совершал геройские подвиги, пока не умер. Причем большинство этих Героев – правители Швеции и Норвегии – являются прямыми наследниками богов. Например, Фрейра считали родоначальником линии шведских королей.

Существовал еще один сборник песен – «Королевский Кодекс». Однако о нем стало известно общественности только через 4 столетия. Как раз в XVIXVII веках начинается период «скандинавского ученого ренессанса» в Европе, и, по принципу «Все новое – это хорошо забытое старое», внимание ученых направляется на скандинавские мифы и верования. В 1643 году археолог-любитель, а по профессии епископ Брюньольв Свейнссон находит несколько свитков странного пергамента. Изучив их, он понимает, что именно он нашел. Спустя почти 20 лет он дарит эти свитки королю Дании, отсюда и название пошло. Долгое время они хранились в Королевской библиотеке в Копенгагене, а в ХХ веке свитки были отправлены в Исландию, откуда и родом. По сути, «Королевские Хроники» – это песни, в которых рассказывается о богах и героях Скандинавии, причем сначала рассказывают о богах, а потом – о героях. Когда свитки попали в руки ученым, они заметили много схожего между «Хрониками» и «Эддой» Снорри. В конце концов, пришли к выводу, что Снорри пользовался «Хрониками» в качестве литературы (и не сделал ссылку на нее, ужас!). Поэтому «Хроники» решили считать старше работы Снорри (хотя обе датируются XIII веком), и первое известно сегодня как «Старшая Эдда», а работа Снорри – «Младшая Эдда».

 

 

Тут хочу обратить внимание на две вещи. Первое: в «Эддах» (особенно в старшей) присутствует своеобразный элемент сказочности. Подобно тому, как в сказках подвиги совершаются «в тридевятом царстве» и в схожих трудно находимых местах, в «Эддах» места и время действий не всегда соответствуют реальности. События могут проходить, например, в «стране готов» – согласно авторам Эдды, в то время как под страной готов европейцы принимали совсем другие территории. Что касается времени повествования, тут как в сказках, все герои могут жить в одно и то же время и пересекаться. Но это – только незначительный недочет. И второе: вы обратили внимание на время создания рукописей – XIII век?  А если помните, на другую веру скандинавы перешли еще 2 – 3 века назад. И этот факт как нельзя лучше демонстрирует неудачу священников «искоренить языческую веру». 

  – А неужели, кроме «Эдд», нет никаких других источников? – то ли с надеждой, то ли с разочарованием в голосе спросила рэйвенкловка. 

– Конечно, есть. «Эдды» – самые главные из нужных нам источников. Но есть и другие истории, посвященные героям. Для начала это поэма «Беовульф».

– А… она же английская, разве нет? – спросила кандидатка

– Не совсем. Она была написана англосаксами в VIIVIII веках, хотя до сегодняшних дней сохранилась только одна копия этой поэмы, датированная 1000 годом. Но не надо забывать, что изначально эти племена жили на территории Скандинавии и позже переселились на Британские острова. В ней довольно хорошо описан быт и жизнь Дании того времени. Эта поэма, как и большинство языческих памятников, была забыта или и вовсе не известна обществу, вплоть до того самого «ученого ренессанса». Впервые ее издали в печатном виде только в 1815 году, на латыни. Позже ее перевели и на другие языки.

Известна «Сага о Вельсунгах», которая опирается на «Старшую Эдду», однако тут уже есть сюжетная линия, любовь, предательство, немного экшена –  привычные элементы сегодняшних романов. Эта сага схожа с германской «Песней о Нибелунгах». Имена тут другие, но сюжет – тот же.

В XIX веке сюжеты из скандинавской мифологии начинают использоваться писателями, скульпторами, художниками, композиторами, что не может не содействовать ее возрождению. Например, известный профессор Дж. Толкиен некоторое время занимался изучением скандинавских эпоса и легенд. Существует даже мнение, что свой главный труд он создал с использованием элементов мифологии. Так же небезызвестный композитор Р. Вагнер создал оперную тетралогию «Кольцо Нибелунгов», которая основывается как раз на вышеуказанной саге. И европейцы, которые не были знакомыми со скандинавскими мифами, познакомились с ними через сцену. Ведь намного приятнее прослушать оперу, чем читать книги.

Так же для тех, кто легче воспринимает на слух, Э. Григ и Б. Бьернсон задумали оперу «Асгард». В одной части этой оперы поют «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды».

И, конечно же, неиссякаемым источником скандинавской мифологии является маггловское кино. Правда, тут надо поосторожнее, ведь режиссеры не всегда придерживаются каждой буквы мифологии.

На этом краткий исторический экскурс в историю скандинавских народов заканчиваю. На следующем занятии уже перейдем непосредственно к рассмотрению мифологии.

А теперь запишите домашнее задание.

1. Кроме Старшей и Младшей «Эдды», существует еще и понятие «Малая Эддика». Расскажите о нем.

2. В лекции упоминалась скальдическая поэзия. Существует еще и эддическая. Что это такое и чем они отличаются? Назовите самых известных скальдов.

3. Что такое кеннинг? Попробуйте самостоятельно придумать 4 – 5 кеннингов, обязательно с расшифровкой.

Работы шлите по 1 октября включительно внутрихогом и желательно дублируйте совой Simona.Hog@gmail.com .

До встречи!