Лекции

участников Тремудрого Турнира 2010


 

Лекция по полётам и левитации



В расписании этого урока вместо кабинета было написано "поле перед Хогвартсом". Сюда медленно и стекались ученики, решившие в рамках тремудрого турнира послушать лекцию Рыжего Зайца. Сама Заяц безумно волновалось - всё-таки вести урок это не ерунда какая-то. Ей очень хотелось, чтобы её товарищи по учёбе не только из уважения слушали что она говорит, но и получили бы какие-то полезные знания и умения. В час Х заяц в очередной раз посмотрела на часы и начала урок.


Многие из вас, наверное, летали, как минимум на метле, а может быть и на чём-то еще... На гипогрифах, например, или на магловских самолётах. За исключением метлы, которая летает благодаря чистой магии, летательные способности большинства остальных воздушных средств передвижения, начиная от фестралов, заканчивая вертолётами, базируется на сопротивлении воздуха и/или его плотности.


Заяц обратила внимание слушателей на какой-то предмет у её ног, который только сейчас все заметили.


Вот яркий пример немагического летательного аппарата.


Сделав несколько нехитрых манипуляций, девушка запустила в воздух модельку самолёта, который теперь лихо выписывал виражи над собравшимися ребятами.


Этот самолётик летает сейчас только потому, что его крылья имеют такую форму, что над крыльями воздух проходит быстрее чем под крыльями, из за чего более "медленный" воздух создает большее давление, а так как это давление приложено снизу самолётик поднимается вверх. У вертолёта всё то же самое, только вместо необходимости движения вперед самого летательного аппарата, чтобы обеспечить необходимое протекание воздуха над и под крыльями, двигаются отдельно лопасти. Всё казалось бы элементарно, но додумались до этого люди далеко не сразу. Сперва умельцы пытались скопировать птиц и их махание крыльями, но это не увенчалось успехом. Впервые же человек поднялся в воздух на воздушном шаре, использовав разницу плотности тёплого и холодного воздуха. Позднее воздушные шары эволюционировали в дирижабли, которые вместо нагретого воздуха использовали водород. Однако, по ряду причин дирижабли в воздухе позднее сменили самолёты, изобретённые братьями Райт.
Братья Райт хотя и были людьми, которые первые построили то что можно назвать самолётом, были далеко не первопроходцами в этой области. Я, конечно, не вспоминаю Икара, но до знаменитых братьев были люди, которые делали планеры и даже успешно применяли их. Не будь изобретены планеры, может быть и самолётов мы не увидели бы. Главным вдохновителем Райт в планерной области был Отто Лилиенталь, которой, к сожалению, разбился при выполнении очередного испытательного полёта на своём изобретении.
Однако, в отличие от изобретателей самолёта, Лилиенталь действовал скорее по наитию, чем по науке. Райты же проводили физические расчеты и даже сделали маленькую аэротрубу, где испытывали уменьшенные копии своих самолётов. И именно им мы обязаны таким понятиям как крен, тангаж и рысканье, которые и по ныне используются в авиации. Должна заметить, что после них ничего принципиально нового в авиации так и не придумано. Самолёты стали больше, выше, сильнее и удобнее с точки зрения эргономики, но всё, что было в первых самолётах братьев Райт, есть и в самых современных Аэробусах.


А теперь, запишите, а лучше запомните, так как писать тут неудобно, домашнее задание:


1. Почему сейчас дирижабли не используют?


2. Расскажите о трёх составляющих манёвренности самолёта, упоминавшихся в лекции.


3. Что такое турбулентность и чем она плоха для летательных аппаратов?


Рыжий заяц отвлеклась и всё еще летающая моделька самолёта понеслась вниз со скоростью свободного падения. "Вингардиум левиоса",- выкрикнул кто-то из собравшихся ребят, заставив самолётик парить с помощью магии.
-Ну да, так намного проще,- улыбнулась Заяц