Лекции

участников Тремудрого Турнира 2010


 

Лекция "Искусство в безумии" (летний семестр 2010)


“Душевная болезнь придает субъекту некое могущество — могущество! Подумать только: неужели чем безумнее человек, тем он может быть могущественнее?” – пишет маггловский автор Кен Кизи. И правда, насколько может быть могущественен безумец в искусстве? О, он способен творить воистину безумные дела – волен отдать искусству частицу своего безумия, изменив его основу и сделав безумие нормой.
Кем он был? Один из этих могущественных безумцев? Бездомный, живущий на деньги брата Тео, не продавший за свою жизнь ни одной картины.
 

Винсент Ван Гог.
А что вообще известно о Ван Гоге? Иногда можно подумать, что он ничего толком и не сделал, кроме как отрезал себе ухо да нарисовал кучу подсолнухов. На самом деле, биография Винсента была чуть богаче. До того как начать рисовать подсолнухи в безумном количестве, Ван Гог успел побывать продавцом в художеством салоне, учителем, проповедником, а знаменательный для импрессионизма акт перехода из состояния продавца в состояние художника состоялся довольно поздно – Ван Гогу было уже 27. Рисовать он начал в округе Боринаж, где располагались поселки шахтеров. Туда Винсента отправили в роли проповедника убеждать шахтеров, что хоть они и нищие, но духовно крайне богаты. Ван Гог отказывается от привилегированного помещения пастора (то есть похлебка была наваристей на целый 1 боб) и живет вместе с рабочими. Во время своего пребывания в Боринаже Ван Гог несколько раз чуть не умер от болезни, что, впрочем, никак не сказалось на его творческих порывах - он оставил массу набросков углем. Как раз наброски и спасли Винсента от голодной смерти, потому как милосердная церковь сказала ему адью, и вот Ван Гог пошел пешком в Брюссель, выменивая на хлеб свои рисунки.
 

Едоки картофеляНо давайте перепрыгнем целый эпизод из жизни Винсента и перенесемся в 1885 год, когда Ван Гог пишет первое свое полотно, получившее широкую известность – “Едоки Картофеля”.
Не поленимся и отдельно подчеркнем, что Ван Гог в этот период использует только темные цвета, а это для импрессионизма, господствующего в то время, с его яркой и светлой палитрой, не свойственно. Но Винсент не так прост и идет в разрез общественному мнению, заявляя, что темный цвет кажется ярким, если рядом с ним разместить еще более темную краску. Это как раз видно в “Едоках”. Кстати, сами едоки имеют реальных прототипов - крестьян Де Гроотов, у которых он часто останавливался, гуляя по долам и весям. Сам Ван Гог писал об этой картине: “Эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю;…полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». Да, ничего не скажешь, порой задумка автора лежит на поверхности. Но у Винсента при написании картины стояла особая задача – он хотел создать свой Анжелюс. А что такое Анжелюс и с чего он настолько заинтересовал Ван Гога, что тот фактически не спал 12 дней в пылу творческой горячки, вы расскажите мне в домашнем задании.
 

 

 

Папаша ТангиВ 1886 году Ван Гог перебирается в Париж. Здесь он встречается с главными хулителями искусства классического, отрицающими цвет бедра испуганных нимф, слащавые пейзажи с овечками и незаметные мазки – импрессионистами. Здесь он встречается с Сезаном, Гогеном, Тулуз-Лотреком и Сёра, последний из которых не просто очередной француз с чудной фамилией, а родоначальник пуантелизма (от фр. pointel - письмо точками). В основе этого метода лежит разделение на чистые цвета, которые наносятся точками, и только издалека картина представляется целостной, а не просто детской мозайкой. Забегая вперед, надо сказать, что отношения Гогена и Ван Гога были схожи с отношениями доллара и евро, вот вроде лучше бы и порознь, но никак. Гоген приобщил Ван Гога к великосветской тусовке, которая собиралась в кафешантанах и поглощала абсент, табак и прочие излишества в неограниченном количестве. Но если отвлечься от сплетен, то можно заметить, что манера письма Ван Гога изменилась после знакомства с импрессионизмом и пуантелизмом, а заодно и японской гравюрой. Ван Гог в этот период все больше пишет бульвары, сады, набережные, но и себя не забывает – 23 автопортрета тому в доказательство. Причем Винсент пишет их весьма специфически – не просто Ван Гог в профиль, Ван Гог в фас, а словно это портреты разных людей. А почему, как будто бы разных, вы поясните в своем безусловно блестящем ответе в домашнем задании.
Самой известной картиной данного периода является, на мой взгляд, картина – “Папаша Танги”, написанная в том самом японском стиле, который с Ван Гогом мало у кого ассоциируется.
А кто собственно такой этот папаша, и с чего бы Ван Гогу писать его портрет? На самом деле, мы все должны сказать большое спасибо Танги – мало того, что он разрешил собираться в своем магазине художникам-авангардистам, но еще и давал живописцам в долг краски и холсты, за которые те буквально расплачивались натурой – писали его портреты.
 

 

 

Цветущая сливаНо оставим же Париж и перенесемся в Арль, что в Провансе. Именно там Ван Гог написал свои всемирно известные подсолнухи (ими он украсил снятый дом ко дню приезда Гогена), “Красные виноградники в Арле”, “Ветку миндалевого дерева” и “Ночное кафе”. Пожалуй, это был самый плодотворный период его жизни. Ван Гогу удалось невозможное - красками передать живую, яркую природу Прованса. Он сумел даже запечатлеть мистраль – холодный северно-западный ветер, сильный настолько, что вполне может выдрать с корнем весьма и весьма крепкое деревце. В результате нечеловеческих подвигов по преодолению мистраля была написана картина “Цветущая слива”. Когда Ван Гог отложил кисть и посмотрел на творение рук своих, его преследовала лишь одна мысль, которую позже он высказал в письме Тео, своему брату: “Как бы не подумали, что я писал эту картину пьяным”.
Именно в Арле произошел самый известный эпизод из биографии Ван Гога, носящий кодовое имя – отрезание уха. Кстати, отрезал он его не просто так, а по просьбе проститутки, которая как-то упомянула, что самое милое во внешности Винсента – его уши. А так как художник был человеком щедрым, он ей и подарил эту милую часть тела. Но сейчас ходят слухи, которые распускают Ханс Кауфман и Рита Вильдеганс, что ухо ему отрезал Гоген. Независимо от того, кем было отрезано ухо, Винсент отправился отдыхать в психиатрическую лечебницу Сант-Реми. Удивительно, но и там он продолжал работать, хотя художника мучили галлюцинации, он ел краски и вообще развлекался, как только мог, не в обиду его таланту будет сказано.
 

Звездная ночьИменно в Сен-Реми в июне 1889 года Ван Гог пишет картину “Звездная ночь”. Надо заметить, что даже на фоне болезни и одержимости творчеством (все полотна писались очень быстро) большинство картин Ван Гога тщательно скомпонованы, примером является та же “Звездная ночь”: звезды на ней нарочито увеличены, потому что должны создавать ощущения вращения в небе, во Вселенной, полумесяц больше похож на солнце, а кипарисы, в левой части картины, тянутся к небу, напоминая пламя свеч, однако, темный цвет прижимает их к земле, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.
Финал жизни Ван Гога я оставлю открытым, а расскажите мне его вы, и это будет последним вопросом в домашнем задании.
Лекцию же можно завершить словами самого Винсета Ван Гога: “Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо... Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев”.
Что ж, Ван Гог смог и это, и хоть он умер, в своих картинах, в красном и желтом, он жив до сих пор.

 

Домашние работы присылать с совой: genrir@yandex.ru