Факультативные лекции


 

Лекция по Магии Музыки

«Музыкальные инструменты»

Профессор появился перед учениками в неизменной золотого цвета мантии и с приветливой улыбкой на лице.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь, сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах.

Музыка живет в нас самих, но для того, чтобы произошло чудо ее явления, нужен труд многих волшебников. Одних – творящих чудеса-сочинения, называют магами-композиторами, других – воплощающих эти чудеса, зовут магами-исполнителями. Исполнители для своей деятельности пользуются особыми инструментами — музыкальными. Их довольно много существует, и все они разные. Сегодня мы познакомимся с этими волшебными предметами поближе.

Самый древний источник магии музыки — это, конечно, Человеческий Голос. Даже если вы еще не владеете никаким инструментом, Голос у вас уже есть, вы можете спеть песню – грустную или весёлую и тем самым сотворить магию, повлияв на настроение окружающих. Со временем такой раздел Магии Музыки, как Вокал, очень прогрессировал и ныне играет заветную роль.
Ниоткуда зазвучал 
женский голос поразительной красоты.

Профессор взмахнул палочкой, и в классе появилось множество музыкальных инструментов. Он брал по очереди инструменты, показывал их ученикам и рассказывал о них.



— Самая обычная дудочка является древним предком целого семейства духовых инструментов – деревянных и медных. А вот эта интересная многоствольная дудочка называется Флейта Пана, она тоже очень древняя.   

флейтагобой

кларнетфагот

И вот от этих, по сути, примитивных, но — уже инструментов произошли (профессор показывал называемые инструменты): «серебристая» флейта, певучий гобой, «теплый» и чуть гнусавый кларнет, выразительный фагот. Они называются деревянными духовыми. Давайте послушаем, как звучат они в различных произведениях.

Флейта:
[послушать]
Гобой (солирует в оркестре):
[послушать]
Кларнет (тоже солирует на фоне оркестра):
[послушать]
Фагот (сольная пьеса):
[послушать]

А вот совсем другие — блестящие как на вид, так и по звучанию. Они, возможно, вам немного знакомы, коль скоро на них играют в уличных духовых оркестрах.

Трубу, наверно, все видели. Её звук очень яркий, когда-то с помощью трубы подавали сигналы (например, военные), а теперь она используется только в оркестрах, занимая подобающее по выразительным возможностям место. Вот этот родственник трубы с выдвигающейся трубкой (по имени «кулиса») называется тромбоном. По диапазону он чуть пониже, но не менее ярок и выразителен в звуке.

Валторна имеет «закрученный» вид и произошла от лесного рога, что отразилось и в названии (Wald Horn по-немецки «лесной рог»). Ряд магов-композиторов и ассоциировали валторну с охотой. Зачастую она используется для изображения просветления.

А этот огромный инструмент является басовым, то есть звучит низко и сурово. Его называют тубой.

Повинуясь палочке профессора, звучали записи музыки в исполнении медных духовых инструментов: духового оркестра (известный вальс), трубы (с фортепиано), валторны, тромбона (известное произведение в необычном исполнении) .

— Теперь давайте посмотрим на эту группу инструментов. Как вы видите, все они схожи по виду.
Начнём с этого. Кто знает, как он называется?

— Это скрипка, — ответила одна из младших учениц Рэйвенкло.
— Правильно. Скрипка занимает важное место в Магии Музыки, ведь по звучанию и выразительности она близка к Голосу. Она, как и другие струнные инструменты, происходит от старинных виол, а те, в свою очередь, имеют еще более древних предков (арабские, испанские, германские народных инструменты). История знает множество великих Магов-скрипачей, я назову только двоих: Арканджело Корелли и Антонио Вивальди.

— Давайте теперь послушаем фрагмент произведения для скрипки.

Альт побольше скрипки и звучит пониже, но играют на нём так же, как на скрипке — смычком, держа у плеча.

А вот виолончель уже в руках не удержишь, поэтому снизу у нее есть металлическая подставка.

«Голос» у виолончели низкий, бархатный. Среди струнных есть и свой басовый инструмент — контрабас.

История ударных инструментов началась с барабанов.

Сейчас же их довольно много: это треугольник, ксилофон, колокола и другие.

Но и барабаны тоже не забыты.

Все перечисленные инструменты входят в симфонический оркестр.

Он состоит из множества музыкантов (более ста), исполняющих сложнейшие произведения, например, симфонии, концерты, также симфонический оркестр обязательно участвует в исполнении опер и балетов. От магов-оркестрантов требуется высочайшее владение волшебством своего инструмента.
И зазвучала
знаменитая симфония Моцарта.

— Кроме симфонического и духового оркестров, — продолжил профессор, — существуют еще эстрадный оркестр и оркестр народных инструментов. О них вы расскажете мне в домашнем задании.

Отдельного упоминания заслуживают два клавишных инструмента — фортепиано и орган. Оба они обладают значительными выразительными возможностями и характерным звучанием. Как выглядит фортепиано, вы знаете. Вот оно.

Теперь послушайте, как этот инструмент звучит. — Профессор
за фортепиано и заиграл что-то драматическое. Закончив играть, он произнёс:

— Подойдите ко мне поближе, мы с вами отправимся… не скажу куда.

Преподаватель и ученики перенеслись в большой, но пустой зал.Лишь впереди, перед чем-то огромным, сидел человек.

Стоило им рассесться по креслам, как зазвучал орган, наполняя своей мощью весь зал.
Отзвучали последние ноты, и все снова оказались в кабинете. На немой вопрос учеников профессор ответил:
— Этот большой инструмент называется орган. Надеюсь, вы обратили внимание на огромные трубы, служащие для извлечения низких звуков. Для более высоких есть трубы поменьше… Я вижу, что вы ещё под впечатлением. Не зря же орган называют королём инструментов.

Запишите домашнее задание.
1.      Какие инструменты входят в оркестр русских народных инструментов? А какие — в эстрадный оркестр?
2.      Опишите какой-либо из неназванных музыкальных инструментов: внешний вид, способ исполнения на нём, особенности звучания (изображение обязательно, желательно указание на место, где вы нашли информацию)
3.      Расскажите о каком-либо известном маге-исполнителе. Можно выбрать из упомянутых в лекции, можно взять кого-то еще.
4.      (Бонусный) Как называется произведение, которое я играл на фортепиано и кто его написал?
 

Домашние работы посылать совой: sokmont@mail.ru