Лекции

участников Тремудрого Турнира 2012


 

Магия безвременья

 

Рада приветствовать всех собравшихся на лекции. Меня зовут Benedikta.

Сегодня мы поговорим о смерти и загробном мире. Смерть большинству людей кажется неподходящей темой для разговоров, словно в этом есть что-то противоестественное. Возможно, вас это удивит, но так было не всегда.

Но прежде чем говорить об отношении к смерти в различные эпохи и у разных народов, сначала разберемся, что же такое смерть.

Большинство исследователей говорит о биологическом умирании организма – физической смерти. – Девушка взмахнула палочкой, и на доске появилась четкая надпись: «Смерть есть прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни».

Жуткое, на мой взгляд, определение. Думаю, что найдется мало желающих считать своим концом «разложение белков». Но не стоит забывать, что мы живем в мире волшебства и магии, а значит, не хлебом единым жив чародей… Еще древние говорили о том, что в человеке существуют два начала – тело и душа, то, чему суждено исчезнуть, и то, что может существовать вечно. 

С телом более-менее все понятно: оно изнашивается, стареет. Существует классификация физической смерти. Различают насильственную и ненасильственную смерть. Насильственная смерть – это убийства и самоубийства, а ненасильственная подразделяется на физиологическую, патологическую и скоропостижную. В большинстве религий физическая смерть влияла на поведение и состояние души после смерти.

Душа – понятие неоднозначное и часто отрицаемое, в силу своей нематериальности (а, следовательно, доказать ее существование практически невозможно). Что происходит с ней после смерти тела, вопрос, волновавший лучшие умы человечества. Большинство из них все же признает, что душа – это энергия, существующая в каждом разумном существе. После смерти тела душа отделяется от погребенной оболочки и продолжает свое существование. Тогда получается, что человек бессмертен? Вот тут и возникает противоречие: поскольку жизнь включает в себя и материальную, и нематериальную сущность, следовательно, если остается только один из элементов, говорить о продолжении жизни некорректно.

Интерес к тому, что происходит после смерти, существовал столько же, сколько и сам человек. Отношение к смерти и загробной жизни менялось на протяжении столетий, становилось элементом культуры и частью религиозных учений.

В глубокой древности смерть была постоянной спутницей. Голод, непогода, дикие звери, отсутствие медицины – слишком много причин и слишком мало способов уберечься. Для первобытного человека умершие оставались существовать в мире духов, оберегая своих родичей. Во многих племенах существовал обычай хоронить умерших рядом с домом или рядом с самим селением. Считалось, что умершие остаются членами рода, семьи. В Боливии, например, раньше было принято не просто навещать покойных, а прогуливаться в компании забальзамированных тел, петь и танцевать, угощать их всякими вкусностями. Сейчас так, конечно, уже не поступают, но черепа предков до сих пор хранятся во многих домах, и им приносят угощения в День черепов.

В Древнем Египте считали, что у каждого есть двойник – Ка, продолжающий существовать после смерти, практически как живой человек. Ба – душа, которая после смерти отлетала на небо. Но была еще и вторая душа, которая отлетала в Западные земли, где жила в роскоши и праздности. Но перед этим душа умершего представала на суде перед лицом бога смерти Осириса, на котором нужно было дать отчет обо всем, что человек натворил при жизни. Египтяне на всякий случай бальзамировали тела – вдруг души решат вернуться.  

Отношение к смерти изменилось в античности. Смерть стала восприниматься как наказание человека за проступки. Греческая легенда гласит, что смерть послал Зевс, чтобы отомстить Прометею за кражу огня. С тех пор вопрос о том, как избежать смерти, стал одним из главных. Именно тогда и зарождаются мысли об эликсире бессмертия. Души умерших не оставались рядом с живыми, а перемещались в царство мертвых – Тартар. Перевоз осуществлял мрачный и неразговорчивый лодочник Харон. В этом же царстве протекала и река забвения Лета. Именно поэтому умершие не могли вернуться. Испив из реки, они забывали прошлое и начинали новую жизнь. Рая и ада как такового не было. Все обитали в одном месте, и каждому воздавалось за его дела при жизни.

В Средние века отношение к смерти стало еще более неоднозначным. С одной стороны, ее боялись, потому что никто не знал, что ждет его после – ад или рай. С другой стороны, перед смертью все были равны. Более того, бедняки с большей вероятностью получат блаженное пребывание в райском саду за свои мирские мучения, поэтому некоторые к смерти относились как к избавлению. 

 

 Однако в основном все же боялись. Именно поэтому смерть часто изображали рядом с дьяволом. Считалось, что на спокойную смерть могут рассчитывать только крещеные и те, кто успели перед смертью покаяться в своих грехах. Остальных ждали или вечные муки или участь куда более страшная – стать неупокоенным. Именно эти убеждения и стали активно порождать легенды о призраках, привидениях, вампирах и другой нежити, связанной с пребыванием между двумя мирами – миром мертвых и живых.

 

 


Конечно, вопрос загробной жизни и проблемы смерти в системе мировых религий требует отдельного рассмотрения. Но следует отметить, что большинство религий утверждает наличие души. И именно она несет на себе все земные прегрешения, поэтому, если человек не особо беспокоился о морали и законности своих действий, то и наказан он будет на веки вечные. Так смерть стала инструментом контроля, жизнь после смерти – своеобразной санкцией против нарушения как земных законов, так и божественных предписаний.

Всплеск особого интереса к смерти и жизни после нее проявился в конце 19 – начале 20 века. Возникло даже целая псевдонаука – спиритуализм. Спиритуалисты полагали, что после смерти человек остается собой.  Он сохраняет те же привычки, привязанности, увлечения и даже религиозные предпочтения, что и при жизни. Более того, умирая, человек перестает изменяться. Если смерть произошла рано или слишком поздно, то после смерти душа принимает ту форму, которая ее устраивает. Например, ребенок может повзрослеть до определенного возраста, старики – стать молодыми и т.д. Некоторые из последователей учения описывают, что в загробном мире существуют даже принципы воспитания детей, которые погибли, женщинами-призраками до тех пор, пока дети не смогут воссоединиться со своими родителями. Спиритуализм не видел в общении с мертвыми опасности. Это общение превращалось в часть повседневной жизни, что-то вроде телефона, только на тот свет.

Современная культура индустриальных стран относится к смерти как элементу массовой культуры. Образ призраков, вампиров, убитых и убийц нещадно эксплуатируется массмедиа. И неудивительно. Исследователи отмечают, что наука с позиций рациональных суждений не дает четкого ответа, что же будет после смерти. Более того, смерть физическая воспринимается как единственный возможный финал жизни. Неудивительно, что люди боятся смерти еще больше, чем в Средние века или в Древнем мире. Страх заставляет человеческое общество превращать то, что их пугает, в элемент развлечения. Все ведь помнят, как бороться с боггартами – принцип такой же.

Рассказ о загробном мире, обычаях и традициях, связанных с миром мертвых можно продолжать до бесконечности. А сейчас – домашнее задание:

1.                     В лекции мы говорили о спиритуализме. Какой известный врач (и не только врач) был ярым приверженцем этого учения и даже предлагал обращаться к медиумам во время войн? Расскажите об этой весьма примечательной личности.

2.                     Какие еще праздники, связанные с почитанием умерших, вам известны? Выберите один и расскажите о нем.

3.                     Смерть может повлиять на то, что произойдет с душой после жизни. Приведите как минимум два примера, в чем это проявляется.

Бонусный вопрос: Один автор написал любопытное произведение, в котором мальчика воспитывали привидения с кладбища. Кто этот писатель и что за произведение.

 Ответы слать совой - morganafey@mail.ru