Лекции

участников Тремудрого Турнира 2012


 

«Lingua Latina: зачем учить мертвый язык»


Ученики, которые не разъехались по домам на летние каникулы, с неохотой входили в класс. Но что делать, директорат обязал сходить, поддержать начинающего преподавателя. Да и погода не располагала к прогулкам и посиделкам в Запретном Лесу. Пока учащиеся рассаживались, Naomeddin doh Rigan дописала на доске тему занятия и повернулась к классу.

-Добрый день присутствующим. Спасибо, что пришли! Сегодня я постараюсь доказать вам, что вы не зря решили потратить небольшую часть вашего летнего отдыха на то, чтобы посетить эту лекцию, и что латынь – это вовсе даже не скучно, а весьма занимательно и полезно. Итак, начнем. Как большинство из вас знает, латинский язык – мертвый язык. Да, а что такое мертвый язык?

-Это язык, на котором никто не говорит, - выпалил юный кандидат с первого ряда.

-Но как же не говорит? - возразила ему слитеринка-старшекурсница, -ведь латынь используют и врачи, и биологи, и католические священники!

-Правы и вы, и вы, - кивнула Naomeddin doh Rigan ответившим. Мертвый язык – это, действительно, язык на котором не говорит ни один народ мира, сохранившийся в основном в письменной форме, в качестве памятников культуры. Однако правда есть и в том, что латынь – это, пожалуй, единственный мертвый язык, который активно употребляется и в наши дни. Кстати, расскажите мне в домашнем задании, как и почему языки становились и становятся «мертвыми»?

Чтобы вы не думали, что латынь просто «свалилась откуда-то на ваши головы», расскажу немного об ее истории. Латынь появилась приблизительно в середине второго тысячелетия до нашей эры. К началу первого тысячелетия  до нашей эры на ней говорило население области Лаций (лат. Latium), центром которой был Рим, начавший объединять вокруг себя италийские племена. Как вам известно, постепенно Рим начал завоевывать различные территории и стал империей. А латинский язык, соответственно, стал распространяться и стал государственным языком на территории большей части современной Европы, а также в северной Африке и некоторых других территориях, и до падения Рима он оказывал активное влияние на, так сказать, национальные языки народов, населявших эти территории, в том числе на германцев и франков. В результате, после падения Рима, когда стали формироваться ранние средневековые государства со своими языками, именно латынь легла в основу большой группы европейских языков, называемой романской группой. К этой группе относятся, в частности, такие современные языки, как итальянский, французский, испанский и португальский. Но и на языки германской группы латынь оказала огромное влияние. Кстати, большинство европейских языков использует в качестве алфавита именно латинский алфавит. При этом латынь еще долго оставалась хоть и не разговорным, но официальным государственным языком многих государств, а также языком европейской науки.

Naomeddin doh Rigan хотела было подробнее остановиться на этапах развития латинского языка, но видя, что ученики уже практически засыпают, решила перейти к более близким им материям.

 атынь не только повлияла на языки и культуру Европы и в значительной степени даже сформировала их, но и нашла свое применение в современных «международных дисциплинах», где необходимо единство терминологии. Она применяется, как мне уже подсказали и в медицине, и в биологии, и в юриспруденции, и в других сферах науки. Но многие латинские слова мы применяем и в нашей повседневной жизни. Да-да, вы не ослышались, множество слов русского языка, которые мы активно используем, имеют латинских предков. Например, слово «витамин» происходит от латинского слова «vita» - «жизнь», а слово «реклама» восходит к латинскому глаголу «reclamare» - «кричать, выкрикивать, зазывать». Хотя стоит отметить, что большинство из этих слов пришли к нам не напрямую из латыни, а через другие языки, в основном через французский. Вашим вторым вопросом домашнего задания будет найти еще 10 слов современного русского языка, имеющих латинское происхождение, указать, от какого латинского слова они произошли и что оно обозначало. Заклинания «Гуглюс» и «Яндексус» вам в помощь!

Кстати, если вы хотите блеснуть своей образованностью или эрудицией, вы можете использовать сокровищницу латинских крылатых выражений и афоризмов. Древние придумали подходящие выражения практически на все случаи жизни, и знающий человек всегда может встать в эффектную позу и произнести что-нибудь, подобающее случаю. Ну а если его не поймут – перевести с гордым видом. Наверняка вы слышали такие выражения как «Ave, Caesar, morituri te salutant” («Здравствуй Цезарь, идущие на смерть тебя приветствуют», произносится, например, перед сложным экзаменом), или «Finis coronat opus» («Конец венчает дело», так можно, например, закончить домашку), или «Omnia mea mecum porto» («Все свое ношу с собой», нагружая и так неподъемный рюкзак). Третьим вопросом вашего домашнего задания будет найти латинские афоризмы, выбрать пять понравившихся (не забудьте про перевод!), и написать, в какой житейской ситуации их можно применить (юмор, разумеется, приветствуется).

Сочувственно взглянув на учеников, записывающих вопрос, Naomeddin doh Rigan решила заканчивать лекцию.

-Ну что же, надеюсь, вам было не скучно, и вы поняли, почему стоит изучать латынь, хотя живем мы с вами в 21 веке. Но, тем не менее, не могу не задать вам дополнительный вопрос домашнего задания: как вы думаете, а зачем латынь нужно изучать магам? И почему именно латынь, а не какой-нибудь другой мертвый или живой язык? Моя сова o.kornova@rambler.ru будет с нетерпением ждать ваших ответов!

При этих словах на доске появилась надпись «Vivat Lingua Latina!», через несколько секунд сменившаяся долгожданным «Конец лекции».