Лекции

участников Тремудрого Турнира 2011


 

Лекция по алхимии (4 цикл летнего семестра 2011) 

 

Алхимия в современном мире

Лекция 1. Вводная

 

Ученики столпились перед дверью в новый непонятно откуда взявшийся кабинет. «Чем им старый кабинет Алхимии не угодил» - думали они. Тем не менее, после того,  как в коридорах Замка прозвучал колокол, замок в двери щелкнул, и дверь отворилась.

Зайдя внутрь, ученики быстро расселись на свободные места и стали разглядывать окружение. Первым что бросилось в глаза – большой шкаф с разнообразными колбами, пробирками и цветными зельями, как поначалу подумали студенты. Также в кабинете было немало книг и много окон.

- Добро пожаловать в кабинет Алхимии в современном мире. Меня зовут Кай, профессор Кай – представился вышедший из подсобки юноша, державший в руках какие-то склянки.

- Для начала немного расскажу о предмете и о наших планах на будущее. Ни для кого не секрет, что Алхимия как таковая давно ушла в легенды, мифы, историю и т.п. Как многим известно, в алхимии существовало два, так сказать, течения: получение золота из неблагородных металлов и получение эликсира вечной жизни (или эликсир молодости, или жизненный эликсир, или философский камень, или что-то подобное).

Постепенно алхимия стала взаимодействовать с Травологией, что привело к симбиозу, в результате которого на свет появилось любимое некоторым Зельеварение. Оно хоть и отошло от первоначальной цели, но, тем не менее, специализируется на излечении болезней и даже продлении жизни. Но, естественно, мало кто станет делиться своими секретами направо и налево, ибо не выгодно нынче.

Таким образом, единственной целью истинной алхимии осталось получение благородных металлов из более дешевых «собратьев». У магглов существует такая наука, как «химия», которую считают преемницей алхимии. Кстати, вопрос для домашнего задания – кто первым вместо «алхимии» стал писать «химия»? Подсказка – книга опубликована в 1661 году.

Но вернемся к цели данного курса. То, что вещества состоят из атомов на наших лекциях мы оспаривать, конечно же, не будем и совершать великие таинства тоже. Но и особо вдаваться в маггловскую химию тоже не будем. В общем, я буду постепенно знакомить вас с некоторыми элементами, с их интересными свойствами и историей. Помимо этого, у меня в планах научить вас ориентироваться в периодической системе элементов и заодно ознакомить вас с историей ее создания. Также будет краткое введение в маггловскую химию. Пожалуй, мы начнем с истории создания таблицы!

 

- Профессор, а что у вас в руках? – спросила ученица с первого ряда.

- Точно! Я же хотел опыт показать! Эксперимент занимает долго время, поэтому я сейчас на ваших глазах все подготовлю, а в конце лекции мы посмотрим на то, что получилось! -  тут профессор поставил на стол стакан и колбу, наполненные какой-то мутной жидкостью, и стал в них насыпать порошки – Ну вот! Теперь осталось подождать. Но сейчас обещанная история про открытие периодической системы элементов.

 

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

 

На протяжении многих веков многие ученые пытались найти закономерность в свойствах химических элементов, но не многим это удавалось. Первые попытки приписываются Лавуазье, который в конце XVIII века составил список из 33 известных на то время элементов. Позже Дёберейнер выдвинул свою идею триад, в которой он составил несколько групп из трех элементов, где свойства среднего элемента были промежуточными свойствами первого и третье.

Так же на развитие периодической системы повлияло правило октав, которое придумал Ньюлендс. Он заметил, что если расположить элементы в порядке возрастания их атомной массы, то свойства каждых восьмых элементов будут похожи, по аналогии с нотами.  Тем не менее, дойдя до d-элементов, теория Ньюлендса терпела крах. Так что химическое сообщество очень скептически отнеслось к данному закону и даже высмеивало Ньюлендса за это.

И вот мы подобрались к 1860-м годам. В одно и то же время над классификацией элементов размышляли три ученых: английский Одлинг, немецкий Мейер и российский Менделеев.

Первый из них, Одлинг, в 1864 году опубликовал свою таблицу, в которой элементы располагались в зависимости от их атомных масс и свойств. Но при этом он не дал к таблице никаких комментариев. В результате таблица особой ценности не имела.

Затем свою версию таблицы представил Мейер, в которой элементы были сгруппированы по их валентностям. Затем он придумал еще одну версию таблицы, но из-за некоторых проблем она была опубликована только в 1870 году.

Ну и наш, российский химик Д.И. Менделеев опубликовал свою версию периодической системы химических элементов в 1869 году. Как и предыдущие варианты таблиц, эта также основывалась на возрастании атомных масс. Но Менделеев проделал большую работу, он пересчитал все массы атомов заново, и поэтому его таблица как минимум была точнее. Также в отличие от своих коллег, Менделеев предсказал появление некоторых элементов, оставив в таблице пустые ячейки. Это сыграло ключевую роль в мировом признании его системы. Но ему еще долго пришлось отстаивать состоятельность своей системы.

Конечно, нынешняя таблица пережила много изменений и теперь основывается не на атомной массе, а на числе протонов в ядре атома и конфигурации электронных оболочек.

Так что некий сон, в котором Менделееву приснилась таблица, – просто миф. На самом же деле это кропотливая работа многих ученый.

Более подробно систему мы будем рассматривать в дальнейшем, когда познакомимся с такими понятиями, как s-, p-, d-, f-элементы, а также с такими понятиями как металлы, неметаллы и переходные элементы.

 

Вдруг в аудитории раздался звонок, который ознаменовал окончание лекции.

 

- Давайте посмотрим на наш эксперимент! – тут профессор позвал всех учеников подойти поближе к профессорскому столу, где стояли стакан и колба.



 

- На этом все, дорогие друзья. Домашнее задание на доске, все свободны.

 

Домашнее задание:

1. Мы все про (ал)химию говорим, а вот напишите мне, пожалуйста, происхождение корня этого слова - «химия». В зависимости от количества найденных версий будет завесить и итоговая оценка за это задание (ссылки на источник желательны).

 2. Расскажите мне про еще одну версию периодической системы, о которой я не упомянул. Скажу лишь то, что она была не в виде таблицы, а кое-чего более сложного.

В этом задание количество баллов зависит от степени интересности повествования и копипаста.

 3. В мире данный эксперимент называют Chemical garden, а как называют его в российской практике? Подсказка – определение кроется в составе ;)

Правильный ответ буду засчитывать только при наличии хода мыслей (или ссылки на источник).

4. Ищите вопрос в конспекте лекции.

Ответы жду по адресу keine.ravenclaw@gmail.com