Лекция по магии театра (5 цикл летнего семестра 2011)
ЛЕКЦИЯ № 1
«Учитесь слушать,
понимать и любить жестокую правду о себе»
К.С.
Станиславский
Нам предстоит окунуться в
волшебный и интригующий мир театра, загадка которого открывается каждому в свое
время, и это зависит не только от способности к эмпатии (сопереживанию), но и
от совокупности внешних знаний о предмете и сути театрального действия.
Театр нам известен с античных
времен и нельзя сказать, чтобы он так уж сильно отличался от современного. По
крайней мере, будучи наследниками этой культуры, понять мы его точно можем,
чего не скажешь о некоторых других, скажем, этнических театрах. Но о них –
позднее, а пока отметим для себя, что античный театр – это соединение народного
культа, творчества ранних драматургов и зарождавшейся актерской игры. Рассудительные
греки, как ни странно, знали толк и в умопомрачительных (в прямом и переносном
смысле) увеселениях, и связаны они были с культом Диониса, бога виноделия и
виноградарства. Несколько раз в год эти празднества подчиняли себе внимание
всей страны: вино текло рекой, а песни и пляски продолжались до изнеможения.
Еще одним именем Диониса является Вакх, поэтому речь идет о тех самых вакханалиях,
скандальная слава о которых дошла и до наших дней.
Весь этот бедлам постепенно приобретал
театральные формы, сюжет и некоторую каноничность. Дионису посвящались
«дифирамбы» (кстати, это один из его многочисленных эпитетов), из которых
увеселительные превращались в комедию,
а пафосные и поучительные – в трагедию.
Трагедия, в переводе с греческого языка означает «песнь козлов». Нет-нет, этим
дивным названием никто никого обидеть не собирался! Исполнять эти песни было
очень почетно, да и вообще актеры в то время еще были уважаемыми людьми и даже
избирались на государственные должности. Просто их исполняли актеры в образе мифологических
спутников Диониса – козлоногих сатиров. Отсюда и такое название. Комедийную же
часть исполняла изрядно подвыпившая толпа (греч. «комос»), которая шутила и
насмехалась над происходящим.
А вот «официальное» рождение
театра связано с именем Феспида, греческого поэта и – внимание – актера. Именно
ему приписывается введение на сцену отдельного персонажа, протагониста, который должен был вести сюжетную линию спектакля,
ведь до него эту функцию исполнял хор. В 534 году до н.э. он впервые сам
выступил на сцене в таком качестве на очередных дионисийских празднествах,
положив начало европейскому театру. Он же ввел в театральную практику маски, не
только для того, чтобы отчетливее подчеркнуть характер персонажа, но еще и для
того, чтобы этого персонажа банально было видно с дальних зрительских мест. Театры
того времени были огромных размеров – на 17 000 – 30 000 мест! Неудивительно,
ведь на время проведения этих представлений отпускали даже заключенных, а
неимущим выдавались средства, чтобы они могли заплатить за вход.
Еще позднее, благодаря Эсхилу
был введен девтерагонист – второй
актер, а также, уже с легкой руки Софокла, тритагонист
– третий актер. Хор уже должен был состоять из 24 певцов – хоревтов и руководителя хора – корифея.
Представления были мистичными и завораживающими, в стихотворные рассказы замаскированных
актеров вплеталось торжественное хоровое пение. Мифы получили совершенно новое
продолжение и воплощение в театре, на жизнь богов и героев можно было
посмотреть, Олимп можно было увидеть своими глазами и соотнести с повседневной
реальностью.
Изначально театральная маска
носила ритуально-мистический характер, ее надевал актер, играющий бога. Позднее
маски стали атрибутом каждого актера, тем более что женские роли играли только
мужчины. Маски были чудо как разнообразны! А как радовали зрителя маски с
двойным выражением лица: с одной стороны персонаж грустит, но стоит ему
повернуться другим боком, и он уже весел.
Чем еще обособить представление
от зрителя? Конечно же, костюмами! Особое условное значение имел цвет костюма:
белый костюм обозначал раба, алый – юношу, синий и зеленый цвет – для старух. У
царя должен был быть красный костюм, а для горя и печали оставался сине-черный.
Увидеть такого персонажа в реальной жизни – все равно, что встретить божество,
настолько они были условно-диковинными. И такие курьезы действительно
случались: поговаривают, что завидев как-то актера-трагика в соответственном
облачении, соседи-итальянцы благоговейно упали на колени, приветствуя бога.
Манера игры актеров, конечно,
была очень условной: во-первых, необходимо было отграничить сцену от зрителя,
подчеркнуть, что происходящее на сцене – это другой, воображаемый мир. Во-вторых,
декламация должна была быть преувеличенно громкой и четкой, чтобы актеров было
слышно, а жесты картинными, чтобы их, соответственно, было хорошо видно. Так
вырабатывалась система канонических жестов, как, например, испуг, удивление,
радость и прочие. Акустику поддерживали специальные сосуды, расставленные по
всему сооружению театра.
Драматурги стали пользоваться
большой популярностью, а их успех целиком зависел от реакции публики на спектакли.
А реагировать публика могла очень бурно, не стесняясь ни в выражениях, ни в
действиях.
Примечательно, что постановки
древнегреческих пьес актуальны и в наше время. Более того, их можно увидеть в
древних театрах современной Греции. В городе Эпидаврос, например, сохранился
уникальный театр, акустика которого такова, что даже шепот со сцены прекрасно
слышен и на дальних зрительных местах. Лучшие театральные труппы мира имеют
честь давать спектакли в этом театре. Но магия этого места сокрыта не только в
акустике: для древнего грека этот театр был местом исцеления, как тела, так и
души. Здесь располагалось святилище Асклепия, бога медицины и врачевания. Страждущие
приходили сюда с разными недугами на несколько дней, и для каждого был
предусмотрен свой «рецепт». Общим же был, так называемый, лечебный сон, в
который пациенты погружались не без помощи наркотических средств. В этом сне,
который был не совсем и сном, пациенту являлись персонажи и разыгрывали перед
ним сцены, которые и приводили его в состояние катарсиса – очищения духа через душевные переживания. Эффект был
поразительный: увиденное и пережитое, облегчая душу, исцеляло тело. Это ли не
магия театра в действии?
Что стало с театром в Римской
империи, как он повлиял на театр Средневековья и какие виды театра развивались
параллельно с классическим театром, мы узнаем на следующей лекции. А пока – не
забудьте записать домашнее задание:
1) В античный период наряду с
самим театром зародилось и другое искусство – мимы, а также пантомимы. Как
получилось, что популярностью они пользовались, но вот уважаемыми или даже
обеспеченными людьми никогда не были?
2) Случалось ли Вам видеть
постановку какой-либо древнегреческой пьесы в современном театре?
а) Если да, что это была за
пьеса и каковы были ваши ощущения? Понятны ли переживания древних героев
современному зрителю?
б) Если нет, вспомните и
назовите одного или нескольких древнегреческих драматургов. В чем, по Вашему
мнению, может заключаться сложность адаптации их произведений для современного
зрителя?
Домашки ждет моя сова: mehetabel1984 @ gmail.com