Лекции

участников Тремудрого Турнира 2011


 

 Лекция по магии театра (5 цикл летнего семестра 2011) 

ЛЕКЦИЯ № 1

«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе»

К.С. Станиславский

Нам предстоит окунуться в волшебный и интригующий мир театра, загадка которого открывается каждому в свое время, и это зависит не только от способности к эмпатии (сопереживанию), но и от совокупности внешних знаний о предмете и сути театрального действия.

Театр нам известен с античных времен и нельзя сказать, чтобы он так уж сильно отличался от современного. По крайней мере, будучи наследниками этой культуры, понять мы его точно можем, чего не скажешь о некоторых других, скажем, этнических театрах. Но о них – позднее, а пока отметим для себя, что античный театр – это соединение народного культа, творчества ранних драматургов и зарождавшейся актерской игры. Рассудительные греки, как ни странно, знали толк и в умопомрачительных (в прямом и переносном смысле) увеселениях, и связаны они были с культом Диониса, бога виноделия и виноградарства. Несколько раз в год эти празднества подчиняли себе внимание всей страны: вино текло рекой, а песни и пляски продолжались до изнеможения. Еще одним именем Диониса является Вакх, поэтому речь идет о тех самых вакханалиях, скандальная слава о которых дошла и до наших дней.

Весь этот бедлам постепенно приобретал театральные формы, сюжет и некоторую каноничность. Дионису посвящались «дифирамбы» (кстати, это один из его многочисленных эпитетов), из которых увеселительные превращались в комедию, а пафосные и поучительные – в трагедию. Трагедия, в переводе с греческого языка означает «песнь козлов». Нет-нет, этим дивным названием никто никого обидеть не собирался! Исполнять эти песни было очень почетно, да и вообще актеры в то время еще были уважаемыми людьми и даже избирались на государственные должности. Просто их исполняли актеры в образе мифологических спутников Диониса – козлоногих сатиров. Отсюда и такое название. Комедийную же часть исполняла изрядно подвыпившая толпа (греч. «комос»), которая шутила и насмехалась над происходящим.

А вот «официальное» рождение театра связано с именем Феспида, греческого поэта и – внимание – актера. Именно ему приписывается введение на сцену отдельного персонажа, протагониста, который должен был вести сюжетную линию спектакля, ведь до него эту функцию исполнял хор. В 534 году до н.э. он впервые сам выступил на сцене в таком качестве на очередных дионисийских празднествах, положив начало европейскому театру. Он же ввел в театральную практику маски, не только для того, чтобы отчетливее подчеркнуть характер персонажа, но еще и для того, чтобы этого персонажа банально было видно с дальних зрительских мест. Театры того времени были огромных размеров – на 17 000 – 30 000 мест! Неудивительно, ведь на время проведения этих представлений отпускали даже заключенных, а неимущим выдавались средства, чтобы они могли заплатить за вход.

Еще позднее, благодаря Эсхилу был введен девтерагонист – второй актер, а также, уже с легкой руки Софокла, тритагонист – третий актер. Хор уже должен был состоять из 24 певцов – хоревтов и руководителя хора – корифея. Представления были мистичными и завораживающими, в стихотворные рассказы замаскированных актеров вплеталось торжественное хоровое пение. Мифы получили совершенно новое продолжение и воплощение в театре, на жизнь богов и героев можно было посмотреть, Олимп можно было увидеть своими глазами и соотнести с повседневной реальностью.

Изначально театральная маска носила ритуально-мистический характер, ее надевал актер, играющий бога. Позднее маски стали атрибутом каждого актера, тем более что женские роли играли только мужчины. Маски были чудо как разнообразны! А как радовали зрителя маски с двойным выражением лица: с одной стороны персонаж грустит, но стоит ему повернуться другим боком, и он уже весел.

Чем еще обособить представление от зрителя? Конечно же, костюмами! Особое условное значение имел цвет костюма: белый костюм обозначал раба, алый – юношу, синий и зеленый цвет – для старух. У царя должен был быть красный костюм, а для горя и печали оставался сине-черный. Увидеть такого персонажа в реальной жизни – все равно, что встретить божество, настолько они были условно-диковинными. И такие курьезы действительно случались: поговаривают, что завидев как-то актера-трагика в соответственном облачении, соседи-итальянцы благоговейно упали на колени, приветствуя бога.

Манера игры актеров, конечно, была очень условной: во-первых, необходимо было отграничить сцену от зрителя, подчеркнуть, что происходящее на сцене – это другой, воображаемый мир. Во-вторых, декламация должна была быть преувеличенно громкой и четкой, чтобы актеров было слышно, а жесты картинными, чтобы их, соответственно, было хорошо видно. Так вырабатывалась система канонических жестов, как, например, испуг, удивление, радость и прочие. Акустику поддерживали специальные сосуды, расставленные по всему сооружению театра.

Драматурги стали пользоваться большой популярностью, а их успех целиком зависел от реакции публики на спектакли. А реагировать публика могла очень бурно, не стесняясь ни в выражениях, ни в действиях.

Примечательно, что постановки древнегреческих пьес актуальны и в наше время. Более того, их можно увидеть в древних театрах современной Греции. В городе Эпидаврос, например, сохранился уникальный театр, акустика которого такова, что даже шепот со сцены прекрасно слышен и на дальних зрительных местах. Лучшие театральные труппы мира имеют честь давать спектакли в этом театре. Но магия этого места сокрыта не только в акустике: для древнего грека этот театр был местом исцеления, как тела, так и души. Здесь располагалось святилище Асклепия, бога медицины и врачевания. Страждущие приходили сюда с разными недугами на несколько дней, и для каждого был предусмотрен свой «рецепт». Общим же был, так называемый, лечебный сон, в который пациенты погружались не без помощи наркотических средств. В этом сне, который был не совсем и сном, пациенту являлись персонажи и разыгрывали перед ним сцены, которые и приводили его в состояние катарсиса – очищения духа через душевные переживания. Эффект был поразительный: увиденное и пережитое, облегчая душу, исцеляло тело. Это ли не магия театра в действии?

Что стало с театром в Римской империи, как он повлиял на театр Средневековья и какие виды театра развивались параллельно с классическим театром, мы узнаем на следующей лекции. А пока – не забудьте записать домашнее задание:  

 

1) В античный период наряду с самим театром зародилось и другое искусство – мимы, а также пантомимы. Как получилось, что популярностью они пользовались, но вот уважаемыми или даже обеспеченными людьми никогда не были?

 2) Случалось ли Вам видеть постановку какой-либо древнегреческой пьесы в современном театре?

а) Если да, что это была за пьеса и каковы были ваши ощущения? Понятны ли переживания древних героев современному зрителю?

б) Если нет, вспомните и назовите одного или нескольких древнегреческих драматургов. В чем, по Вашему мнению, может заключаться сложность адаптации их произведений для современного зрителя?

Домашки ждет моя сова: mehetabel1984 @ gmail.com