Лекции

участников Тремудрого Турнира 2011


 

Лекция по логике и теории невероятности (4 цикл летнего семестра 2011)

Логика и с чем ее едят
 
Погожим летним деньком ученики с неохотой заходили в класс. Naomeddin doh Rigan лихорадочно писала на доске тему занятия "Логика и с чем ее едят", и, казалось, не обращала на входивших никакого внимания. Наконец, поставив жирную точку, она оглянулась и произнесла:

-Ой, это вы?..

У учащихся сложилось впечатление, что она ожидала увидеть кого-то другого, хотя на самом деле Naomeddin doh Rigan, впервые выступающая в роли профессора, просто очень волновалась перед первой лекцией в своей жизни. Однако, справившись с собой, она продолжила:

-Что же, садитесь. Как, наверное, вы знаете, сегодня у нас вводная лекция по Логике. Я постараюсь объяснить вам, что это, и зачем нам всем это нужно. Итак, для начала я хочу спросить вас, что вы знаете о логике...
-Она бывает женская!!! – громко крикнул кто-то с задней парты.
-Да, а еще тогда какая?
-Наверное, мужская… - робко протянул кто-то из правого ряда.
-Хм, вывод неверный, хотя ход рассуждения правильный, просто вот предпосылка не верна. Запомните, не бывает мужской и женской логики, как не бывает логики маггловской или логики мага. Запишите, пожалуйста, такое определение: «Логика – это наука о законах правильного мышления».
-А что значит - «правильное» мышление? Как оно может быть неправильным?
-Сейчас я поясню. Допустим, у вас есть некоторые факты, даже скажу больше, правильные факты. И на их основании мы делаем выводы. При этом выводы мы можем сделать как правильные, так и неправильные. Это понятно?
-Нет. Как можно из правильных фактов сделать неправильные выводы?
-Очень легко. Вот вам пример.

Профессор стала быстро писать мелом на доске:

(1)Все ученики Хогвартса обладают мышлением.
(2)Все преподаватели Хогвартса – не ученики.
(Вывод): Преподаватели Хогвартса не обладают мышлением.

-Ну как, правильно? – спросила Naomeddin doh Rigan.
Ученики молчали, явно чувствуя некий подвох.
– Ну, конечно же, нет, - продолжила профессор, - и здравый смысл, который часто, кстати, называют интуитивной логикой, вам это подсказывает. Но в данном случае ошибка в нарушении логических законов, конечно же, очевидна.
Однако, не всегда так бывает, и иногда такие логические ошибки совершаются непроизвольно, в таком случае их называют паралогизмами. И именно, чтобы не совершать таких ошибок, чтобы уметь анализировать имеющиеся данные и делать из них верные выводы, чтобы, наконец, убедительно и последовательно отстаивать свою точку зрения, нам и нужно владеть законами логики!
Знание этих законов позволяет нам пользоваться логикой не интуитивно, а осознанно, и значит, более эффективно. Но это еще не все. Есть недобросовестные граждане, которые в своей речи могут специально и сознательно нарушать законы логики, чтобы доказать некую ложную мысль, и чтобы доказательство, на первый взгляд, выглядело правильным. Вот чтобы вовремя подловить таких граждан на слове и не дать им себя убедить, нам тоже нужно понимать законы логики.

Приведу вам шуточный пример. Вот скажите, если кто-то что-то потерял, значит, у него этого нет? - обратилась профессор к кандидатке на первой парте.
- Нет, - неуверенно сказала девочка.
- А если он это не терял, значит, у него оно есть? – продолжила профессор?
- Ну да….
- А теперь скажите, терял ли Кальмар сегодня рога?
- Нет…
- Значит, рога у Кальмара есть?
- Вчера вроде не было…
- Но раз он их не терял, должны же быть?
Девочка молчала.
Профессор улыбнулась ей и сказала:
- Ну, конечно, Вы правы, нет у Кальмара рогов, если кто из учеников не пошутил, конечно. Просто я с самого начала заставила вас думать в неверном направлении. Если вы что-то потеряли, то, конечно, у вас этого нет. Но вот если вы это не теряли – совершенно не значит, что оно у вас есть, возможно, у вас этого и не было никогда! И, если бы я дала вам время подумать, или бы вы лучше знали законы логики – то вы бы успели заметить, где я совершила намеренную логическую ошибку. И подчеркну, что обычно такие люди, которые хотят вам что-то доказать, сами прекрасно осведомлены о логических законах и о том, что они их нарушают!

Ну, дорогие мои, теперь вам ясно, зачем вам нужна логика?
-Да, - раздался нестройный хор голосов.
-Ну, тогда записываем домашнее задание!

1) Мышление изучается многими науками, не только логикой. В чем же особенность изучения мышления с точки зрения логики, в отличие от других наук?
2) В лекции я упомянула интуитивную логику, которой владеют все люди. Но если рассматривать логику как науку, то исторически выделяются два этапа, или направления – это традиционная логика, и символическая логика. Приведите основные отличия между этими направлениями.
3) Я вам показала, каким образом можно, специально нарушая логические законы, доказывать неверное утверждение, и такие уловки всегда можно заметить и разоблачить. Однако, бывают ситуации, когда два, противоречащих друг другу суждения могут при этом быть оба правильными, и иногда могут даже следовать одно из другого. Как правильно называются такие ситуации и в чем основная их сложность? Приведите пример такой ситуации.
В качестве дополнительного задания (+2 балла), попробуйте сами придумать подобную ситуацию и объяснить, в чем противоречие.

  Все записали? Ну, тогда жду ваши работы. Мою сову зовут o.kornova@rambler.ru.

Naomeddin doh Rigan уже хотела попрощаться, но вдруг заметила одинокую поднятую руку.
-Вы хотите что-то спросить?
-Да! Скажите, с чем же все-таки едят логику?
-Со вкусом! – ответила Naomeddin doh Rigan, и, сказав всем «До новых встреч!», вышла из аудитории, весьма довольная своей первой лекцией.